|
ВИКТОР КУРИН. Строки из дневника. Часть 1.
| |
1954 год. Виктор Курин дает концерт на корабле.
|
Профессор Евтушенко Д.Г. занимается со студентом Виктором Куриным.
|
Виктор Курин. 1954 год.
|
"Бухенвальдский набат" В.Мурадели
|
Выпускники класса Д.Г.Евтушенко: А.Архипов, В.Курин, Л.Михайлова, В.Диков, Л.Круглова. Сидят: концертмейстер Э.С.Шпилюк и профессор Евтушенко Д.Г.с супругой.
|
Заслуженный артист УССР. 1964 год.
|
1. СЕМЬЯ
В.К.: „Зимой, в феврале месяце 1934 года на Донбассе выпал глубокий снег. Мои молодые родители решили покататься на лыжах. Отец, Николай Григорьевич, и мама, Евдокия Андреевна (а было ей всего 16) не думали и не гадали, чем может закончиться эта прогулка. Мама моя была уже на седьмом месяце. Прогулка закончилась в местном госпитале (который, к счастью, был не очень далеко) моим рождением. Назвали меня Виктором, то есть Победителем.
Но это было еще не все. Вернувшись с младенцем домой, куда из-за глубокого снега молодые родители (уже в сопровождении переполошенных бабушек и тетушек) едва добрались на санях, они развернули пеленки и обомлели - ребенка в них не было! Поднялся крик, дом огласился женскими причитаниями, побежали искать - где же потеряли ребенка?!? А когда возвратились и в безнадежном отчаянии бросили на пол одеяла и пеленки - оттуда, из кучи белья послышался … голос ребенка! Семимесячный младенец был таким маленьким, что запал в угол пододеяльника!
Вот так будущий «бархатный баритон» спас мне жизнь!»
(Прим.ред.- В многодетной семье (из 13 детей осталось в живых восемь: пятеро братьев, двое из которых - близнецы, и три сестры) все любили музыку и пели.
Сохранилась статья в местной газете и фотография, где все восемь Куриных поют на сцене.
Голос передавался по материнской линии. Семья матери была старообрядческой и строгой. Прабабушка со стороны матери - Евдокии Андреевны Князевой - в свое время была солисткой атаманской капеллы и имела уникальный по красоте и силе голос.
Другие таланты перешли от отца. В родительском старом доме в селе Астахово остался живописный портрет Виктора Курина в партии Жермона в опере «Травиата» Верди, выполненный его отцом, Николаем Григорьевичем, который был и художником, и поэтом, и музыкантом-скрипачом.
Старая скрипка с чудесным ярким звуком долго хранилась на шкафу в доме. Изредка отец доставал ее и играл Шуберта, Чайковского… В свое время Николай Григорьевич был принят в Московскую консерваторию по классу скрипки, но учебы не закончил - революция помешала. Довелось ему стоять часовым в Кремле и видеть вблизи Ленина.
Вступив в ряды 25-тысячников, он отправился на Донбасс, где встретил свою судьбу - Евдокию. Она родила ему 13 детей. В живых осталось восемь.
Николай Григорьевич работал парторгом на шахтах, но изредка в свободное время продолжал рисовать, играть, писать стихи.
Всех своих детей он научил любить природу, привил им настоящие моральные ценности.
Заслуга родительского воспитания была и в том, что никто из детей, найдя свою пару и создав семью, не развелся. Со временем у Куриных появилось 18 внуков, затем правнуки…
С детства Виктор любил уходить далеко в Провальскую степь и там петь. Пел на рыбалке и возвращаясь с охоты, пел на праздниках и свадьбах. Точность координации у него была потрясающая - с юношеских лет он был прекрасным стрелком, отличным футболистом, прекрасно плавал. Эта же точность координации во внутренних ощущениях, интонации, отличала его и в вокале.
Красота степных просторов воспитала в нем широту и масштабность характера, силу голоса, наблюдательность, внутреннюю эстетику. Чуткость восприятия природы развила слух, зрение, точность, интуицию…)
В.К.: «Певец должен не говорить, а петь. Как много надо человеку, чтобы он пел на оперной сцене! И все-таки, чего больше? Природного дарования, собственной воли, одержимости и желания учиться, совершенствоваться? Во-первых, надо, чтобы сама Природа сотворила тебя для оперного пения, надо родиться певцом».
(Прим.ред.: Мама - Евдокия Андреевна - вспоминала, что, когда Виктор возвращался с охоты или рыбалки - всегда пел. «Слышу - поет, я и начинаю обед разогревать. Один раз грею, второй, а его все нет. Через два часа - приходит.» Это качество голоса - полетность - осталось у Курина на всю жизнь!
В школьные годы, совпавшие с войной, пел он звонким мальчишеским голосом в госпиталях перед ранеными про священную войну, скорую победу, про героев-летчиков и танкистов.)
В.К.: „После войны у нас появился старенький патефон - и я часами напролет пел вместе с Карузо и Шаляпиным, Собиновым и Тита Руффо. Они стали моими «первыми учителями»! Мне всегда везло с учителями, партнерами, друзьями».
(Прим.ред.: И друзья, и любовь, и семья складывались у Виктора только по одному принципу: раз - и на всю жизнь. Искусство дружить, любить, искусство человеческих отношений - редкое качество. Умение поддерживать длительные связи, отдавать добро, уделять внимание окружающим, помогать и быть благодарным.)
2. УЧЕБА
В.К.: «Профессор Евтушенко Дометий Гурьевич, в класс которого я попал в консерватории, был прекрасным специалистом, тогда он был завкафедрой сольного пения, из его класса вышли Павло Кармалюк, Элеонора Томм, Александр Архипов (впоследствии солист Большого), Остап Дарчук. А с Валерой Буймистером мы и сейчас рядом работаем в консерватории».
(Прим.ред.: На третьем курсе Виктор уже стал лауреатом международного конкурса вокалистов им. Н.Лысенко (1 премия) и конкурса им.М.Глинки в Москве (4 премия).
Конкурс был сильнейшим, уровень - высочайшим. Один перечень имен - как со стороны жюри так и со стороны лауреатов - впечатляет:
«Приказ министра культуры СССР от 19 января 1963 года № 21: Объявить благодарность:
- членам жюри: Ханаеву Н.С., Барсовой В.В., Вишневской Г.П., Дорлиак Н.Л., Иванову А.П., Пакуль Э.Я., Рейзену М.О, Соловьеву-Седому В.П., Малунцяну М.М…
- лауреатам конкурса: Образцовой Е.В., Богачевой И.И., Атлантову В.А., Мазуроку Ю.А., Решетину М.С., Даунорасу В.В., Ткаченко Н.А., Писаренко Г.А., Курину В.Н., Райкову Е.Т., Химер Т.Г….»
Учебу в консерватории Виктор совмещал с работой в Ансамбле песни и пляски Киевского военного округа.
В.К.: «Многое довелось увидеть и пережить, гастролируя по городам и странам с Ансамблем КВО, солистом которого я был. Одиннадцать лет в Ансамбле КВО - как один день! Работы было очень много. Отметили. В 1964 году присвоили звание заслуженного артиста УССР.
Теперь говорю некоторым „скороспелкам”, слишком быстро получившим звания: я за своего заслуженного служил одиннадцать лет!”
(Прим.ред.: В том же 1964 году с дипломом оперного и камерного исполнителя В.Курин заканчивает консерваторию.)
В.К.: «Тогда было главное: песня прокладывала путь к сердцам, к чувствам всех людей, независимо от национальности - венгров и болгар, поляков и чехов… В Чехословакии наградили меня орденом имени Юлиуса Фучика. Наверное, именно за путь к сердцам… Теперь веду этим путем всех - и своих отечественных учеников, и тех же венгров, болгар, чехов, греков, американцев».
3. ДРУЗЬЯ
(Прим.ред.: Щедрость души, взаимовыручка, общие интересы, одержимость вокалом, увлеченность своей профессией была основой долгих, теплых и настоящих отношений. А как же творческая ревность?
«Баритон баритону - баритон!», - однажды выразился выпускник Виктора Николаевича Александр Багмат (ныне - заслуженный артист России, солист Саратовского театра оперы и балета и оперного театра «Геликон» в Москве. В 2003 году за исполнение партии Риголетто А.Багмат был выдвинут на соискание премии «Золотая маска»)
В классе Курина нередко рождались знаменитые афоризмы.
А многие баритоны стали верными друзьями.)
Роман МАЙБОРОДА (баритон), народный артист Украины:
- Когда родился во мне певец?
После одного из концертов наш армейский ансамбль возвращался в Киев. Возле Десны нас ненадолго задержал разводной мост, и мы ждали. Было лето, теплый и звездный вечер, а еще и река, и благословенная тишина. Грех было не петь. И запел Виктор Курин, наш солист, тогда заслуженный артист республики. Его голос настолько дополнял эту вечернюю акварель, что я не выдержал и подошел к нему со словами: «Виктор, научи петь!»
Мне повезло с частным и искренним товарищем, квалифицированным советчиком, мне повезло с первым учителем!».
(Прим.ред.: Братья Майбороды, увидев увлечение Романа вокалом, как-то подошли к Виктору:
- Да брось ты с ним вокалом заниматься, мы решили - он дирижером будет!
- Если он будет знать вокал, тогда он будет хорошим дирижером! - парировал Виктор.
Роман Майборода стал прекрасным оперным певцом. Именно ему доверили вести в консерватории класс Виктора Курина с нового учебного года…)
Владимир ДРАГОШ (баритон), народный артист Молдавии:
- Я пришел в Молдавский оперный театр, уже имея за плечами определенный сценический опыт. Но только здесь начались настоящие мои университеты - во многом, благодаря встрече с народным артистом Молдавии Виктором Куриным. Сегодня он преподает в Киевской консерватории. Наблюдая, как он общается со студентами, как умеет в их голосах находить новые грани, да и вообще открывать таланты, не перестаю учиться и удивляться педагогическому дару этого человека!
Павел ЗИБРОВ (баритон), эстрадный певец,
народный артист Украины:
- Однажды, после окончания рабочего дня (тогда я играл на контрабасе в эстрадно-симфоническом оркестре Украины) ко мне подошел наш главный дирижер, Анатолий Васильевич Ануфриенко:
- А вижу, Паша, ты после работы остаешься, под фортепиано поешь. А ты знаешь, у тебя неплохой голос, теплый тембр. Тебе надо заниматься вокалом!
- Да я бы с большим удовольствием! Мне нравится классический репертуар.
И он мне предложил:
- Я сейчас иду в консерваторию к Курину. Могу тебя ему показать.
Взял меня за руку и повел. Заводит в класс и говорит:
- Послушай парня!
Я запел под Магомаева «Благодарю тебя за песенность города». Курин послушал и так скептически:
- М-да-а… Никуда не годится. Если ты хочешь серьезно заниматься вокалом, надо все начинать сначала.
Я растерялся:
- Так мне уже 28 лет… Неужели я буду заниматься?
Курин усмехнулся:
- Будешь брать уроки два раза в неделю. Ты мне интересен - будешь моим экспериментальным мальчиком. А интересен ты мне тем, что уже сформировался как музыкант - у тебя десятилетка, консерватория… Будем лепить твое дыхание, твою вокальную структуру."
(Прим.ред.: Шесть лет - год до поступления и пять лет в консерватории Павел Зибров занимался у Виктора Николаевича Курина.
Пройдет немного времени и однажды, уже став эстрадной звездой, на концерте во Дворце «Украина» Зибров скажет со сцены: «А сейчас... Я очень волнуюсь, потому что хочу спеть для своего учителя. Виктор Николаевич, для Вас!»
И зазвучит прекрасная мелодия - ария Мистера Икс: «Снова туда, где море огней!»
А еще были друзья-рыбаки - не только артисты, но и люди совершенно разных профессий: врачи, парикмахеры, военные…
На Днепре в районе Гидропарка, где, проезжая на метро через мост, часто можно было видеть массивную фигуру Курина - в оранжевой футболке, со спиннингом в руках - эти друзья-рыбаки собрались, когда его не стало. В 40 день, когда душа покидает этот мир, дочь и внучка Виктора Николаевича принесли им на берег угощение.
Рыбаки помянули, как положено, разговорились, начали вспоминать разные истории - и было всем так хорошо и весело, как буд-то рядом был Виктор.
Тогда они и решили - пусть день этот отныне станет Днем Памяти Рыбака.
Каждый год будут они в этот день собираться здесь, в Гидропарке, вместе и вспоминать своего друга, будут рассказывать смешные рыбацкие байки и страшные истории...)
4. СЧАСТЬЕ
В.К.: «Говорят, человек счастлив тогда, когда ему дан не только талант, но и удача. Тогда я дважды счастлив. Потому что у меня две удачи: одна - в творчестве, а вторая - в личной жизни.
Однажды я столкнулся в дверях музучилища со смуглой тоненькой девушкой с черными «итальянскими» глазами - и все, на всю жизнь… Тамаре было тогда 15, а мне 18… Мы встречались до свадьбы 9 лет.
Если бы не моя жена, я бы ничего не имел в жизни. Она - не просто моя любимая жена, друг, мой пожизненный концертмейстер, она - мой порядок, режим, настроение и планы. Она - наш дом, наши дети, внуки. Это настоящее счастье, когда любовь только раз - и на всю жизнь!»
(Прим.ред.: В семье Куриных хранится красивый большой старинный альбом фотографий «Киев». 1954 год (на фотографиях еще нет и в помине даже Дарницы, не то что Поздняков!) На площади Калинина - нынешнем Майдане - цветут розы и бьют высокие фонтаны.
Дарственная надпись на книге гласит: «Моему любимому другу Томчику Фесенко…»
И вторая реликвия - ноты. Романс Шереметьева «Я Вас любил» - первое произведение, которое Виктор пел, а Тамара ему аккомпанировала.
В семье Фесенко было три сестры - Тамара была средней. Две другие сестры - Алла и Лина - русые светлоглазые блондинки. Тамара - смуглая шатенка с черными глазами.
Две сестры стали математиками. Одна - пианисткой.
Семья Фесенко жила в собственном частном доме в Луганске. Дом был окружен садом. «Три сестры» и «Вишневый сад», - шутил Виктор. Приходил с цветами каждый день. И пел на скамейке у дома. Соседи удивлялись: «У вас что, Фесенки, каждый день праздник? Каждый вечер кто-то поет, причем так хорошо!»
Талантливая пианистка, Тамара после окончания Луганского музыкального училища получила направление в Харьковскую консерваторию. Взяла билет на поезд, чтобы ехать поступать в Харьков. И оказалась… в Киеве. В последнюю минуту, когда уже ушел провожавший ее отец, пересела на киевский поезд и поехала к Виктору.
Спустя месяц вернулась в Луганск и радостно сообщила, что поступила (не оговаривая - в какую именно!) консерваторию.
А вечером тихонько призналась: «Папа, а я… замуж вышла!»)
ВИКТОР КУРИН (баритон)
На главную страницу
ВИКТОР КУРИН. Строки из дневника. Часть 2.
ВИКТОР КУРИН. Строки из дневника. Часть 3.
"ЗАКУЛИСЬЕ" - приватные фото |