ВИКТОР КУРИН. Строки из дневника. Часть 1.  

1954 год. Виктор Курин дает концерт на корабле.

Профессор Евтушенко Д.Г. занимается со студентом Виктором Куриным.

Виктор Курин. 1954 год.

"Бухенвальдский набат" В.Мурадели

Выпускники класса Д.Г.Евтушенко: А.Архипов, В.Курин, Л.Михайлова, В.Диков, Л.Круглова. Сидят: концертмейстер Э.С.Шпилюк и профессор Евтушенко Д.Г.с супругой.

Заслуженный артист УССР. 1964 год.

1. СЕМЬЯ

В.К.: „Зимой, в феврале месяце 1934 года на Донбассе выпал глубокий снег. Мои молодые родители решили покататься на лыжах. Отец, Николай Григорьевич, и мама, Евдокия Андреевна (а было ей всего 16) не думали и не гадали, чем может закончиться эта прогулка. Мама моя была уже на седьмом месяце. Прогулка закончилась в местном госпитале (который, к счастью, был не очень далеко) моим рождением. Назвали меня Виктором, то есть Победителем.
Но это было еще не все. Вернувшись с младенцем домой, куда из-за глубокого снега молодые родители (уже в сопровождении переполошенных бабушек и тетушек) едва добрались на санях, они развернули пеленки и обомлели - ребенка в них не было! Поднялся крик, дом огласился женскими причитаниями, побежали искать - где же потеряли ребенка?!? А когда возвратились и в безнадежном отчаянии бросили на пол одеяла и пеленки - оттуда, из кучи белья послышался … голос ребенка! Семимесячный младенец был таким маленьким, что запал в угол пододеяльника!
Вот так будущий «бархатный баритон» спас мне жизнь!»


(Прим.ред.- В многодетной семье (из 13 детей осталось в живых восемь: пятеро братьев, двое из которых - близнецы, и три сестры) все любили музыку и пели.
Сохранилась статья в местной газете и фотография, где все восемь Куриных поют на сцене.
Голос передавался по материнской линии. Семья матери была старообрядческой и строгой. Прабабушка со стороны матери - Евдокии Андреевны Князевой - в свое время была солисткой атаманской капеллы и имела уникальный по красоте и силе голос.
Другие таланты перешли от отца. В родительском старом доме в селе Астахово остался живописный портрет Виктора Курина в партии Жермона в опере «Травиата» Верди, выполненный его отцом, Николаем Григорьевичем, который был и художником, и поэтом, и музыкантом-скрипачом.
Старая скрипка с чудесным ярким звуком долго хранилась на шкафу в доме. Изредка отец доставал ее и играл Шуберта, Чайковского… В свое время Николай Григорьевич был принят в Московскую консерваторию по классу скрипки, но учебы не закончил - революция помешала. Довелось ему стоять часовым в Кремле и видеть вблизи Ленина.
Вступив в ряды 25-тысячников, он отправился на Донбасс, где встретил свою судьбу - Евдокию. Она родила ему 13 детей. В живых осталось восемь.
Николай Григорьевич работал парторгом на шахтах, но изредка в свободное время продолжал рисовать, играть, писать стихи.
Всех своих детей он научил любить природу, привил им настоящие моральные ценности.
Заслуга родительского воспитания была и в том, что никто из детей, найдя свою пару и создав семью, не развелся. Со временем у Куриных появилось 18 внуков, затем правнуки…
С детства Виктор любил уходить далеко в Провальскую степь и там петь. Пел на рыбалке и возвращаясь с охоты, пел на праздниках и свадьбах. Точность координации у него была потрясающая - с юношеских лет он был прекрасным стрелком, отличным футболистом, прекрасно плавал. Эта же точность координации во внутренних ощущениях, интонации, отличала его и в вокале.
Красота степных просторов воспитала в нем широту и масштабность характера, силу голоса, наблюдательность, внутреннюю эстетику. Чуткость восприятия природы развила слух, зрение, точность, интуицию…)


В.К.: «Певец должен не говорить, а петь. Как много надо человеку, чтобы он пел на оперной сцене! И все-таки, чего больше? Природного дарования, собственной воли, одержимости и желания учиться, совершенствоваться? Во-первых, надо, чтобы сама Природа сотворила тебя для оперного пения, надо родиться певцом».


(Прим.ред.: Мама - Евдокия Андреевна - вспоминала, что, когда Виктор возвращался с охоты или рыбалки - всегда пел. «Слышу - поет, я и начинаю обед разогревать. Один раз грею, второй, а его все нет. Через два часа - приходит.» Это качество голоса - полетность - осталось у Курина на всю жизнь!

В школьные годы, совпавшие с войной, пел он звонким мальчишеским голосом в госпиталях перед ранеными про священную войну, скорую победу, про героев-летчиков и танкистов.)

В.К.: „После войны у нас появился старенький патефон - и я часами напролет пел вместе с Карузо и Шаляпиным, Собиновым и Тита Руффо. Они стали моими «первыми учителями»! Мне всегда везло с учителями, партнерами, друзьями».

(Прим.ред.: И друзья, и любовь, и семья складывались у Виктора только по одному принципу: раз - и на всю жизнь. Искусство дружить, любить, искусство человеческих отношений - редкое качество. Умение поддерживать длительные связи, отдавать добро, уделять внимание окружающим, помогать и быть благодарным.)


2. УЧЕБА

В.К.: «Профессор Евтушенко Дометий Гурьевич, в класс которого я попал в консерватории, был прекрасным специалистом, тогда он был завкафедрой сольного пения, из его класса вышли Павло Кармалюк, Элеонора Томм, Александр Архипов (впоследствии солист Большого), Остап Дарчук. А с Валерой Буймистером мы и сейчас рядом работаем в консерватории».

(Прим.ред.: На третьем курсе Виктор уже стал лауреатом международного конкурса вокалистов им. Н.Лысенко (1 премия) и конкурса им.М.Глинки в Москве (4 премия).
Конкурс был сильнейшим, уровень - высочайшим. Один перечень имен - как со стороны жюри так и со стороны лауреатов - впечатляет:

«Приказ министра культуры СССР от 19 января 1963 года № 21: Объявить благодарность:
- членам жюри: Ханаеву Н.С., Барсовой В.В., Вишневской Г.П., Дорлиак Н.Л., Иванову А.П., Пакуль Э.Я., Рейзену М.О, Соловьеву-Седому В.П., Малунцяну М.М…
- лауреатам конкурса: Образцовой Е.В., Богачевой И.И., Атлантову В.А., Мазуроку Ю.А., Решетину М.С., Даунорасу В.В., Ткаченко Н.А., Писаренко Г.А., Курину В.Н., Райкову Е.Т., Химер Т.Г….»

Учебу в консерватории Виктор совмещал с работой в Ансамбле песни и пляски Киевского военного округа.

В.К.: «Многое довелось увидеть и пережить, гастролируя по городам и странам с Ансамблем КВО, солистом которого я был. Одиннадцать лет в Ансамбле КВО - как один день! Работы было очень много. Отметили. В 1964 году присвоили звание заслуженного артиста УССР.
Теперь говорю некоторым „скороспелкам”, слишком быстро получившим звания: я за своего заслуженного служил одиннадцать лет!”

(Прим.ред.: В том же 1964 году с дипломом оперного и камерного исполнителя В.Курин заканчивает консерваторию.)

В.К.: «Тогда было главное: песня прокладывала путь к сердцам, к чувствам всех людей, независимо от национальности - венгров и болгар, поляков и чехов… В Чехословакии наградили меня орденом имени Юлиуса Фучика. Наверное, именно за путь к сердцам… Теперь веду этим путем всех - и своих отечественных учеников, и тех же венгров, болгар, чехов, греков, американцев».


3. ДРУЗЬЯ

(Прим.ред.: Щедрость души, взаимовыручка, общие интересы, одержимость вокалом, увлеченность своей профессией была основой долгих, теплых и настоящих отношений. А как же творческая ревность?
«Баритон баритону - баритон!», - однажды выразился выпускник Виктора Николаевича Александр Багмат (ныне - заслуженный артист России, солист Саратовского театра оперы и балета и оперного театра «Геликон» в Москве. В 2003 году за исполнение партии Риголетто А.Багмат был выдвинут на соискание премии «Золотая маска»)
В классе Курина нередко рождались знаменитые афоризмы.
А многие баритоны стали верными друзьями.)

Роман МАЙБОРОДА (баритон), народный артист Украины:

- Когда родился во мне певец?
После одного из концертов наш армейский ансамбль возвращался в Киев. Возле Десны нас ненадолго задержал разводной мост, и мы ждали. Было лето, теплый и звездный вечер, а еще и река, и благословенная тишина. Грех было не петь. И запел Виктор Курин, наш солист, тогда заслуженный артист республики. Его голос настолько дополнял эту вечернюю акварель, что я не выдержал и подошел к нему со словами: «Виктор, научи петь!»
Мне повезло с частным и искренним товарищем, квалифицированным советчиком, мне повезло с первым учителем!».

(Прим.ред.: Братья Майбороды, увидев увлечение Романа вокалом, как-то подошли к Виктору:
- Да брось ты с ним вокалом заниматься, мы решили - он дирижером будет!
- Если он будет знать вокал, тогда он будет хорошим дирижером! - парировал Виктор.
Роман Майборода стал прекрасным оперным певцом. Именно ему доверили вести в консерватории класс Виктора Курина с нового учебного года…)


Владимир ДРАГОШ (баритон), народный артист Молдавии:

- Я пришел в Молдавский оперный театр, уже имея за плечами определенный сценический опыт. Но только здесь начались настоящие мои университеты - во многом, благодаря встрече с народным артистом Молдавии Виктором Куриным. Сегодня он преподает в Киевской консерватории. Наблюдая, как он общается со студентами, как умеет в их голосах находить новые грани, да и вообще открывать таланты, не перестаю учиться и удивляться педагогическому дару этого человека!

Павел ЗИБРОВ (баритон), эстрадный певец,
народный артист Украины:

- Однажды, после окончания рабочего дня (тогда я играл на контрабасе в эстрадно-симфоническом оркестре Украины) ко мне подошел наш главный дирижер, Анатолий Васильевич Ануфриенко:
- А вижу, Паша, ты после работы остаешься, под фортепиано поешь. А ты знаешь, у тебя неплохой голос, теплый тембр. Тебе надо заниматься вокалом!
- Да я бы с большим удовольствием! Мне нравится классический репертуар.
И он мне предложил:
- Я сейчас иду в консерваторию к Курину. Могу тебя ему показать.
Взял меня за руку и повел. Заводит в класс и говорит:
- Послушай парня!
Я запел под Магомаева «Благодарю тебя за песенность города». Курин послушал и так скептически:
- М-да-а… Никуда не годится. Если ты хочешь серьезно заниматься вокалом, надо все начинать сначала.
Я растерялся:
- Так мне уже 28 лет… Неужели я буду заниматься?
Курин усмехнулся:
- Будешь брать уроки два раза в неделю. Ты мне интересен - будешь моим экспериментальным мальчиком. А интересен ты мне тем, что уже сформировался как музыкант - у тебя десятилетка, консерватория… Будем лепить твое дыхание, твою вокальную структуру."

(Прим.ред.: Шесть лет - год до поступления и пять лет в консерватории Павел Зибров занимался у Виктора Николаевича Курина.
Пройдет немного времени и однажды, уже став эстрадной звездой, на концерте во Дворце «Украина» Зибров скажет со сцены: «А сейчас... Я очень волнуюсь, потому что хочу спеть для своего учителя. Виктор Николаевич, для Вас!»
И зазвучит прекрасная мелодия - ария Мистера Икс: «Снова туда, где море огней!»
А еще были друзья-рыбаки - не только артисты, но и люди совершенно разных профессий: врачи, парикмахеры, военные…
На Днепре в районе Гидропарка, где, проезжая на метро через мост, часто можно было видеть массивную фигуру Курина - в оранжевой футболке, со спиннингом в руках - эти друзья-рыбаки собрались, когда его не стало. В 40 день, когда душа покидает этот мир, дочь и внучка Виктора Николаевича принесли им на берег угощение.
Рыбаки помянули, как положено, разговорились, начали вспоминать разные истории - и было всем так хорошо и весело, как буд-то рядом был Виктор.
Тогда они и решили - пусть день этот отныне станет Днем Памяти Рыбака.
Каждый год будут они в этот день собираться здесь, в Гидропарке, вместе и вспоминать своего друга, будут рассказывать смешные рыбацкие байки и страшные истории...)

4. СЧАСТЬЕ

В.К.: «Говорят, человек счастлив тогда, когда ему дан не только талант, но и удача. Тогда я дважды счастлив. Потому что у меня две удачи: одна - в творчестве, а вторая - в личной жизни.
Однажды я столкнулся в дверях музучилища со смуглой тоненькой девушкой с черными «итальянскими» глазами - и все, на всю жизнь… Тамаре было тогда 15, а мне 18… Мы встречались до свадьбы 9 лет.
Если бы не моя жена, я бы ничего не имел в жизни. Она - не просто моя любимая жена, друг, мой пожизненный концертмейстер, она - мой порядок, режим, настроение и планы. Она - наш дом, наши дети, внуки. Это настоящее счастье, когда любовь только раз - и на всю жизнь!»

(Прим.ред.: В семье Куриных хранится красивый большой старинный альбом фотографий «Киев». 1954 год (на фотографиях еще нет и в помине даже Дарницы, не то что Поздняков!) На площади Калинина - нынешнем Майдане - цветут розы и бьют высокие фонтаны.
Дарственная надпись на книге гласит: «Моему любимому другу Томчику Фесенко…»
И вторая реликвия - ноты. Романс Шереметьева «Я Вас любил» - первое произведение, которое Виктор пел, а Тамара ему аккомпанировала.
В семье Фесенко было три сестры - Тамара была средней. Две другие сестры - Алла и Лина - русые светлоглазые блондинки. Тамара - смуглая шатенка с черными глазами.
Две сестры стали математиками. Одна - пианисткой.
Семья Фесенко жила в собственном частном доме в Луганске. Дом был окружен садом. «Три сестры» и «Вишневый сад», - шутил Виктор. Приходил с цветами каждый день. И пел на скамейке у дома. Соседи удивлялись: «У вас что, Фесенки, каждый день праздник? Каждый вечер кто-то поет, причем так хорошо!»
Талантливая пианистка, Тамара после окончания Луганского музыкального училища получила направление в Харьковскую консерваторию. Взяла билет на поезд, чтобы ехать поступать в Харьков. И оказалась… в Киеве. В последнюю минуту, когда уже ушел провожавший ее отец, пересела на киевский поезд и поехала к Виктору.
Спустя месяц вернулась в Луганск и радостно сообщила, что поступила (не оговаривая - в какую именно!) консерваторию.
А вечером тихонько призналась: «Папа, а я… замуж вышла!»)

ВИКТОР КУРИН (баритон)
На главную страницу
ВИКТОР КУРИН. Строки из дневника. Часть 2.
ВИКТОР КУРИН. Строки из дневника. Часть 3.
"ЗАКУЛИСЬЕ" - приватные фото



Используются технологии uCoz